Идеалы тихого добродетельного нестяжательного общежития распространялись на Руси деятельностью Сергия Радонежского и его учеников

Укрепления Пскова

Суверенитет города вырастал из его торгово-промышленной почвы, из боярско-купеческих усадеб и объединенных в концы улиц. Кончанское самоуправление находилось в руках боярско-купеческих кланов, выдвигавших своих представителей на должности посадников, которых утверждало вече — народное собрание, и его волеизъявление не предполагало альтернативных решений. На рубеже XIV—XV вв. в системе власти Пскова появляется новая структура — боярский совет, деятельность которого во многом подменила функции веча. Как полагает СВ. Белецкий, совет осуществлял руководство внешней политикой Пскова и пользовался печатью с изображением Богоматери на аверсе. С переходом города в 1468 г. под протекторат Москвы усиливается влияние князя и складывается равновесная система власти. Исследований института посадников в Пскове связано с изучением проблем власти и собственности в средневековом обществе.

Читать далее...

Кобылины

В феврале 1520 г. в боярском приговоре он назван первым после бояр. Военная деятельность М. Ю. Захарьина не была сколько-нибудь успешна. Его участие в военных службах 1520-х годов было весьма ограничено (стоял с полком на Кашире в 1522—1524 гг. , будучи третьим или вторым воеводой в большом полку). Похоже на то, что М. Ю. Захарьин исполнял роль «ока государева» при титулованных военачальниках. Правда, в походе на Казань 1524 г. ему была поручена вся артиллерия (вероятно, потому, что «наряд» был подведомствен оружничему, т. е. в конечном счете дворцовому ведомству).

Псков в XVIII—XX веках

Потом расширение границ русского государства, выход России к морю и открытие новых путей торговли с Западной Европой лишили Псков его прежнего значения. Ожившая было в последней четверти XVII века строительная деятельность в Пскове в первой четверти XVIII века почти прекратилась. В 1710 году «моровое поветрие» и «пожарное разорение» опустошили город. Множество строений осталось без хозяев и быстро разрушалось. По сохранившемуся плану Пскова, снятому около 1740 года, видно, как сильно изменился город уже в первой половине XVIII века.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Здесь соединились традиции историко-краеведческой деятельности и постепенного развития опыта историко-архитектурных суждений. При всей любви к отечественной истории и народовластию Пскова общественный вкус поначалу не обнаруживал понимания художественных ценностей средневековья. Прошлое казалось скудным и неподвижным, сохранившиеся постройки, с точки зрения культурного человека нового времени,—непонятными и примитивными. Не случайно история художественных оценок псковских довольно уничижительного высказывания Н. Н. Голицына: «. псковичи были поставлены именно в такие условия, которые развивали в них гражданскую государственную деятельность, не дававшую времени развиваться чувству или вкусу. Ремесла и занятия, усвоенные издревле, не покидались, искусство не развивалось, те же многочисленные постройки, без вкуса и симметрии, являются в XIV и XV вв. ».

Читать далее...

Церковь Одигитрии

Однако степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече. Об этом говорится в ст. 106 Псковской судной грамоты: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать». Деятельность посадника проходила под контролем городской общины, при вступлении в должность посадник целовал крест и приносил присягу в том, что «ему судить право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстова-тися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись, а правого не погубити, а виноватого не жаловати, а без исправы человека не погубити ни на суду на вечи». Вече Парадоксальность феномена веча состоит в трудно совместимом противоречии между теоретическими представлениями и сведениями источников о нем.

Читать далее...

Храм Георгия со Взвоза

Продолжать осмотр можно до реки Псковы, то есть до Верхних решеток. Почти весь путь лучше всего проделать с наружной стороны стен, проходя между стеной и остатками рва. Освоение Москвой Псковского края серьезно затронуло и торгово-промышленную деятельность его жителей. Псков эпохи независимости был своего рода свободной экономической зоной, где отсутствовали таможенные пошлины26. В 1510 г. в городе впервые появилась таможня: «прислаша во Псков с Москвы добрых людей гостей тамгу устанавливати ново, зане же во Пскове тамга не бывала…». Размер таможенных пошлин с иностранных купцов мог достигать 10 денег с рубля, то есть 5%.

Черниговские князья (Белевские, Воротынские, Одоевские, Мосальские и Мезецкие)

Младший сын Иван в 1522/23 г. купил с благословения отца и братьев Ивана Шапцы, Петра Гнуса и Семена их жеребьи с. Глумова Суздальского уезда. Мезецкие, как мы видим, — типичные воины, для которых ратная деятельность является профессией. В ходе русско-литовских распрей они растеряли свои земли и прочных корней на Руси в изучаемое время не имели. После смерти великого князя литовского Казимира (июнь 1492 г. ) борьба за русские земли, входившие в состав Литвы, обострилась. В августе—октябре 1492 г. в Москву со своей вотчиной отъехал кн. Андрей Юрьевич Вяземский, который был оставлен на своем княжении.

Псковская архитектура XII в.

Общая картина строительства 1137—1144 гг. вырисовывается следующим образом. К 1138 г. в Пскове уже существовала или строилась каменная церковь Дмитрия, в диаконнике которой был похоронен Всеволод Мстиславич. После смерти князя епископ Нифонт основывает Мирожский монастырь, где по его заказу принадлежавшая прежде Всеволоду и знакомая Нифонту по церкви Успения в Новгороде артель возводит каменный собор; затем основывается Иоанновский монастырь и возводится его собор. В 1142 г. брат Всеволода князь Ярополк Мстиславич возвращается в Новгород, где возобновляется строительная деятельность и заканчивается в 1144 г. церковь Успения. Обратимся теперь к рассмотрению псковских памятников. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является первоклассным произведением архитектуры середины XII столетия.

Читать далее...

Сабуровы

В феврале 1506 г. Ю. К. Сабурову докладывались судебные решения по земельным спорам. В 1506 г. он был послан в Муром «для казанского дела» и в рати кн. Д. В. Щени командовал сторожевым полком. Впервые упомянут с думным чином окольничего только осенью 1509 г. , когда во время Новгородского похода Василия III оставлен (очевидно, уже как «состарившийся») в Москве. После этого он окончательно прекращает служилую деятельность. Умер в 1511/12 г. Брат Юрия Константиновича (Сверчкова) Иван в 1501/02 г. наместничал в Городце, в 1510 г. был писцом во Пскове, в 1517— 1525 гг. служил новгородским дворецким. Владел в Новгороде поместьем.

Читать далее...