В летописи термин бояре заменены определением дружина посадников

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

В течение четырех десятилетий эта книга оставалась единственным монографическим очерком истории и древностей Пскова, пока проведший шесть лет на псковской кафедре митрополит Евгений не издал новое капитальное описание города с приложением плана и указателя зданий. Книга полнотой и развитостью исторических суждений принадлежала уже новой эпохе развития исторической науки, хотя и оставалась еще произведением просвещенного любителя, а не профессионала. Авторские очерки о многих исторических событиях, списки псковских князей, наместников, посадников, тысяцких и других управителей дополнены большим разделом о церковной жизни Пскова, своеобразным хронографом на основе летописных известий, аннотированным перечнем церквей и монастырей. Общий взгляд на Псков как на младшего брата Новгорода свойствен Е. Болховитинову так же, как и Н. Ильинскому. Однако оба они, особенно первый, в изложении материала о жизни города в XIV — XV вв. уделяют много внимания особенностям политико-географических и социальных ситуаций, своеобразию церковного уклада упорных и всегда стремящихся к самостоятельности псковичей.

Церковь Одигитрии

Детальное исследование деятельности посадников осуществили Б. Б. Кафенгауз и И. О. Колосова. В общем, эти историки согласны в характеристике института посадников как олигархического и наследственного. «Посадники являлись членами высшего республиканского исполнительного органа — боярского совета»44. В начале XV в. было конституировано двойное представительство в совете от городских концов, и число посадников увеличилось вдвое — до 8, а к середине XV в. — до 16 человек. Кооптация членов боярского совета происходила путем выдвижения посадников непосредственно в концах: нам неизвестны случаи выборов посадников на вече. Однако степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече. Об этом говорится в ст.

Ансамбль подворья

Если пожалование Новгорода одному из наследников Ивана III не означало изменения в его положении, то пожалование Пскова стало покушением на его независимость, стремлением уравнять статус города-государства со статусом других частей великокняжеской «вотчины». Правящая элита Пскова решительно воспротивилась такому ходу событий, и в Москву отправилась представительная делегация. Целью посольства было добиться «старины» в отношениях между Псковом и Москвой: «которой бы был великий князь на Москве, той бы и нам был государь». Иван III, «опалившись» на псковичей, арестовал двух посадников из состава делегации и отправил в Псков второго посла, который на вече заявил: «чи не волен яз князь великий оу своих детех и оу своем княжении; комоу хочю, томоу дам княжение». Конфликт между Псковом и Москвой зашел настолько далеко, что 30 мая 1499 г. посадники отказали в богослужении приехавшему в Псков стороннику Василия новгородскому архиепископу Геннадию, заявив ему: «Ты де и хощеш молити Бога за князя великого Василья, ино наши посадники о том поехали к великому князю Иваноу Васильевичю, и не имя тому веры, что быти князю Василью великим князем новгородцким и псковским; как придут наши посадники и з бояре и ты слоужи».

Псковское вече

Здесь на небольшой территории располагались 10 церквей и соборс-кая изба, где «священником и дьяконом копитца». В междуречье Великой и Псковы в пределах стены 1374 / 1375 г. , проходившей по трассе современной нам улицы Пушкина, располагалась основная городская территория. Здесь стоял и дворы псковских посадников и других горожан, организованные в особые территориальные структуры — концы. Территории четырех концов были вытянуты в радиальном направлении вдоль средневековых улиц. Административными центрами концов были церкви.

Укрепления Пскова

В сообщении о пожаре в Пскове 31 мая 1406 г. упоминается великокняжеский посол «болярин» Никита Неелов. Собственно псковскими боярами впервые названы послы в сообщении Псковской 2-й летописи о заключении вечного мира с Новгородом в 1397 г. : «Того же лета послаша псковичи князя Григориа, и посадника Сысоя, и Романа посадника, и иных бояр в Новгород…». Любопытно, что в 1-й летописи термин «бояре» заменены определением «дружина» («посадников и дружину их»)35. Погибшие псковские бояре упоминаются в сообщении о битве с немцами на Логозовичском поле 18 августа 1407 г. Посадники и «иных много бояр» участвовали в переговорах с Ливонским орденом в Кирьипиге и Изборске 20 июля 1410 г. Бояре Ларион, Аким, Юрий В инков и «иные бояре» входили в состав псковского посольства в Новгород в 1417,г.

Читать далее...

Псковские керамические памятные плиты XVI века

В марте — апреле 1477 г. псковское посольство в Москве просило великого князя назначить в Псков нового наместника, а также содействовать возврату 18 губных старост и сотских, которых насильно увез оставивший псковское княжение Ярослав Васильевич. Иван III благосклонно выслушал послов своей «вотчины», приняв «поминки псковскыя… что везли сто роублев». В декабре 1479 г. из Пскова в Новгород к находившемуся там великому князю отправилось внушительное посольство, состоявшее из князя и посадников, которое передало своему «осподарю» поминок в 65 рублей. В сентябре 1480 г. 20 рублей (по другим данным — 200) получили братья великого князя Андрей и Борис, которые, вступив в конфликт с Иваном III, «отъехали» в Псков. Из двух фигурирующих в источниках цифр наиболее вероятна первая, поскольку даже дар великому князю по. летописным данным никогда не превышал 150 рублей.

Памятники последних лет XVII века

«Брань о смердах» «Брань о смердах» — один из наиболее полно изученных эпизодов в истории средневекового Пскова. В первой и второй Псковских летописях ход событий 1483—1486 гг. представлен следующим образом30. 6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников. В следующем, 1484 г. посадники во главе с Гавриилом, составив «новую грамоту», перераспределили повинности между Псковом и «всей землей», включавшей какпсковские засады, так и земли пригородов. В результате повинности сельского населения, которое летописец называл «смердами», сократились.

Читать далее...

Псковская архитектура XVII века

Думается такая трактовка не противоречит концепции В. Л. Янинд: «…новгородские бояре составляли непополняемую касту Харистократов и были обязаны своей сословной принадлежностью только происхождением от родоплеменной старейшины древнейшего периода новгородской истории, от той сословной верхушки, которая консолидировалась в замкнутую касту еще на протогосударственной. стадии». Ведь генезис городских общин Новгорода и Пскова отличался в главном: начало государственности последнего было положено договорными отношениями с метрополией — Великим Новгородом. Поэтому псковское боярство консолидировалось на протяжении столетий, и его состав пополнялся за счет демократических слоев населения. В литературе соотношение посадников и бояр обыкновенно рассматривается как соотношение замкнутого сословия (боярства) и присвоенной этим сословием должности (посадничества). Как мы попытались показать, псковское боярство только имело тенденцию эволюционировать в сословие; юридически же было чином, дававшим его обладателю доступ к государственным и выборным общественным должностям. Институт посадников, напротив, носил наследственный характер, так как и в государственных, и в частных актах фигурируют «сынове посадничьи», «посадниц сын».

Троицкий собор

Вече и его решения играли далеко не последнюю роль в псковских событиях 1483—1686 гг. 13 июня 1484 г. был убит «всем Псковом на вечи» посадник Гавриил, очевидно, обвиненный в замене некоей «грамоты» без санкции города. Зимой 1484/1485 г. дважды отчитывались на вече посольства посадников и бояр об итогах своих поездок к великому князю. Летом 1485 г. (после Петрова дня) псковичам на вече передавали ответ великого князя с требованиями об отмене приговора посадникам и освобождении «смердов» участники третьего посольства (Ивана Агафоновича). Также на вече «пословаше посольство» посадники, ездившие в Москву в четвертый раз и урегулировавшие конфликт. Наконец, 8 июля 1486 г. отчитывались на вече о своем посольстве участники пятой поездки в Москву по делу о «смердах».

Читать далее...

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Летописец сообщает: «…поехал Левонтеи посадникбити челом на посадника на Юрья на Копыла, и поехал Юрьи в Новгород противу его отвечивать и тамо тягалися». Уже из Новгорода Юрий Копыл отправил в Псков грамоту, призывая посадников в Новгород «говорите противу князя Ивана Репни», чтобы отвести обвинения от «всей земли». К великому князю отправились 9 посадников и купеческие старосты всех рядов, однако «управы» они не получили. Василий III обещал начать судебные слушания в праздник Крещения (6 января 1510 г. ), и после водосвятия псковские послы собрались на архиепископском дворе.

Читать далее...

Двор Русиновых

26 октября 1509 г. Василий III прибыл в Новгород в сопровождении брата — удельного князя Андрея, касимовского царевича Петра и многочисленного двора. «Новгородский поход» Василия III был продуманной акцией, цель которой состояла в ликвидации независимости Пскова. Автор «Повести о псковском взятии» считал, что у великого князя изначально была «мысль, чего ради поехал с Москвы в Великий Новгород, что емоу превратити Псков на свои пошлины». К Василию III с жалобой на наместника отправилось представительное посольство из псковичей, включавшее в свой состав двух посадников и «бояр изо всех концов». Великий князь произнес перед послами пространную речь, содержание которой передал псковский летописец: «Яз вас свою отчиноу хощу жаловати и боронити: яко же отец наш и деды наши великий князи; и что ми повествуете о наместники моем, а о своем князи Иване Михаиловичи Репни, аже толки станут на него мнози жалобы, и яз его обвиню пред вами». По всей видимости, великий князь попытался уверить псковичей в том, что верховная власть будет стоять на защите горожан, как это было в 1479 г. в случае суда между великолучанами и наместником Лыко-Оболенским.