Церковь Покрова от Торга

Струнный транспорт Юницкого: о проекте, новости, отзывы, перспективы.

Церковь Покрова от Торга впервые была построена в 1522 году из дерева. В 1590 году она сгорела, но была восстановлена, вероятно, на этот раз в камне. Как можно судить по перекрывающему ее сомкнутому своду, она подверглась капитальной перестройке во второй половине XVII века. Неоднократно перестраивалась она и позднее. Из-за Этих переделок и покрывающих ее стены толстых слоев новой штукатурки невозможно без специального исследования что-либо сказать о ее первоначальной архитектуре и о том виде, какой она приняла в XVII веке. От церкви Покрова от Торга пройдем к церкви Анастасии в Кузнецах. Идя к ней, мы пересечем место, яа котором с 1510 года по конец XVIII века размещался Новый Торг. Церковь Анастасии стояла немного поодаль от Торга, доходившего только до Трупеховки (теперь— Октябрьского проспекта). Храм с его буем располагался на площади у пересечения Новой улицы с Анастасиевской. Новая улица в XVI— XVII веках шла отсюда к Нововознесенской церкви и дальше — к церкви Похвалы на Ромаиихе, стоявшей напротив Поганкиных палат. Анастасиевская улица шла поперек Новой, от Кузнецкой улицы, проходившей вдоль рва Среднего города, к Окольной стене.

Впервые церковь Анастасии поставили здесь деревянную — «однодневку», то есть построенную в один день, в 1488 году. Видимо, через некоторое время ее перестроили из камня, так как в 1539 году во время пожара «в Настасеи каменыя церкви верх падеся». Сохранившееся здание построено целиком в XVI веке. Оно перестраивалось в XVII веке, когда были переделаны первоначальные приделы, и позднее. В 1819 году была уничтожена его звонница и крыльцо и построены существующая теперь паперть с лестничными всходами и колокольня. О первоначальной композиции храма ясно говорит план сравнительно хорошо сохранившегося подцерковья. Храм был совершенно симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. С южной и с северной сторон к галереям недалеко от приделов примыкали еще небольшие объемчики входов в погреба, помещавшиеся под галереями и приделами. Ход в среднее подцерковье был из-под крыльца.

Окна храма расширены, внутри главное помещение его испорчено сделанной в XIX веке обработкой в духе классицизма (над столбами налеплены подобия дорических капителей с плинтами). Галереи во втором этаже перестроены в XVII веке, причем правый придел был совсем уничтожен, левый же переделан в верхней части (его сомкнутый свод, как и заслуживающая внимания главка с крестом, относятся к этому времени). Глава храма — поздней формы (хотя узорный крест ее — XVII века). Орнаментация барабана срублена и заштукатурена. У входа в четверик храма обрублен наличник. Несмотря на все эти переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство его былого интерьера. В XVI (веке это была одна из красивейших церквей Пскова.

Отсюда по Некрасовской улице или через двор Областной библиотеки можно пройти к Нововознесенской церкви. Нововознесенский монастырь стоял на «Новом Кресте», где пересекались Романиха и Новая улица с улицей, шедшей от рва Среднего города к стене Окольного города. Каменный храм был построен в этом монастыре в 1467 году, однако дошедший до нас относится уже к XVI веку, причем он неузнаваемо изменен во второй половине XVII века. От Здания XVI века остались более или менее нетронутыми лишь звонница с ее основанием и западный притвор, В основе примыкающей к четверику с севера низкой части здания сохраняются остатки северной галереи и северного придела XVI века. Южный придел, сломанный в 1830 году, тоже сохранял до этого части стен придела и галереи XVI века. Первоначальная композиция этого очень небольшого монастырского храмика не отличалась от композиции богатых кончанских храмов, например Богоявления с Запсковья.

*     *     *

Одной из наиболее доходных привилегий администрации было право изготавливать и продавать хмельные напитки («держать корчму»). На праздники, свадьбы и по иным поводам «черные люди» получали особое разрешение на изготовление напитков и выкупали право на корчму. «Корчмой медвеной и пивной» московская администрация распоряжалась во всех псковских пригородах. Пошлина взималась людьми наместника с каждой сделки по купле и продаже лошадей («пятно»). Третий вид дохода — пошлину в размере московской деньги («явку») — собирали с приезжих купцов. Доходнейшей статьей была свадебная пошлина, взимавшаяся с молодоженов в размере двух алтын («выводная или новоженная куница»). В грамотах, относящихся к центральным уездам России, фигурируют неизвестные в Пскове «поворотное» и «полавочное», между тем как в псковских писцовых книгах упоминается неизвестный в центре «помер». Таким образом, номенклатура доходов наместников в псковских пригородах за некоторыми исключениями была идентична привилегиям этих администраторов, известным из уставных грамот центральных уездов России.

Однако основные доходы наместников псковских пригородов — собственно кормы — по своей структуре существенно отличались от кормов, известных из уставных грамот городов Замосковного края. В центральных уездах «въезжий корм», как правило, не регламентировали, и его величина и состав определялись по усмотрению населения. СБ. Веселовский утверждал, что праздничные кормы были однообразны на всей территории Северо-Восточной Руси и вносились трижды в году — на Пасху, Петров день и Рождество. В. Д. Назаров откорректировал это утверждение, приведя три примера двухразового сбора кормов. Дважды в году (на Рождество и на Петров день) собирали кормы наместникам с вотчин Троице-Сергиева монастыря в Радонеже и в Галицком уезде; два раза в год (на Рождество и Петров день) собирали кормы праведчику, тиуну и доводчику с вотчины Галицкого Вели-копусты некого Авраамьева монастыря до начала XVII в. Судя по платежной книге Ладожского наместничества 1555/ 1556 г., в Новгородской земле кормы, так же как и в большинстве уездов Северо-Востока, собирали трижды20. В псковских пригородах структура кормов существенно отличалась. Въезжий корм был строго регламентирован, и его размер составлял 2 рубля в Гдове, Изборске и Острове и 160 денег в Выборе и Дубкове. Коммутация въезжего корма — возможно, позднее явление, но регламентирован он был еще в эпоху независимости. Об этом говорит факт включения в Изборском, Островском и Выборском уездах в состав въезжего корма «посадничьей пошлины» в размере 200 московских денег (1 рубль) в Изборске, 100 псковских денег (1 рубль) в Острове и 60 псковских денег в Выборе. Из праздничных кормов в псковских пригородах взимался лишь один — рождественский — в размере московской деньги с главы семьи: «да со Гдовского уезда с селских людей со владычних и монастырских и церковных и с помещиковых со всех без обмены, чей хто ни буди, со крестьян на год на Рожество Христово с дву тысеч с пятидесят з дву человек з женатых людей с человека по денги по московской…». И строгая регламентация въезжего корма, и поголовный денежный сбор рождественского корма — уникальное явление, не встречавшееся в центральных уездах России. Причиной тому были особенности системы управлении Псковского государства, вечевые власти которого жестко контролировали доходы московских наместников в Пскове и пригородах. Таким образом, особенности системы обеспечения наместников доходами в псковских пригородах свидетельствуют о гибкой политике правительственного аппарата Московского государства, ради сохранения «пошлины» жертвовавшего унификацией правовых норм.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz