Для истории Пскова XV—XVI вв. первостепенное значение имеют Псковские летописи. Как выяснил А. Н. Насонов, псковский летописный свод 1450— 1460-х годов составлялся во многом избирательно, и, например, известия середины XIII в. в него включены не были. Пространное изложение событий в Псковских летописях идет только с 1323 г. , но наиболее обширные погодные записи относятся к событиям XV в. 7 Рубеж XIV—XV вв. стал нижней хронологической границей для этой книги, хотя в некоторых случаях сделаны необходимые экскурсы и в XIII— XIV вв. Псков того времени, насколько мы можем его себе представить, отличался очень характерным обликом. Среди множества деревянных строений, в числе которых были обширные и богато украшенные дворы, должно быть, совершенно терялись две деревянные, скромные по размерам и отделке церкви города — Троицкая и Власьевская. На длинных главных улицах и в переулках встречались лишь гражданские постройки.
В конце 1531 г. кн. Иван Васильевич вместе с братом Василием возглавляет рать, посланную в Нижний Новгород. В этой записи он впервые назван боярином. В январе 1533 г. он присутствовал на свадьбе кн. Андрея Старицкого, а в 1534 г. наместничал на Двине. И. В. Шуйский — виднейший деятель боярского правления в малолетство Ивана IV. В мае 1534 г. он судил поземельную тяжбу в Переславском уезде.
Очевидно, свидетельство Продолжения Хронографа не точно. Основное содержание записи кн. Федора сводилось к отказу от всяких сношений с Литвой, обязательству верно служить Василию III, не отъезжать с московской службы. Женитьба Мстиславского на дочери старинного русского вельможи также имела цель крепче привязать кн. Федора к его новой отчизне.
Во время крымского набега 1521 г. он снова находился в Мещере с кн. П. Д. Ростовским, а затем на Угре. В 1521 г. Михаил Семенович вместе с отцом был на похоронах кн. Дмитрия Углицкого. В 1522 г. он отправился с другими воеводами на Коломну, а затем там же стоял третьим воеводой большого полка. В 1522/ 23 г. М. С. Воронцов послушествовал в записи своего брата Дмитрия. В 1523 г. он второй воевода большого полка при кн. Б. И. Горбатом на Опочке. Вовремя похода на Казань 1524 г. он опять второй воевода большого полка только в конной рати.
Для полноты картины необходимо представить себе невысокую алтарную преграду, отделявшую среднюю абсиду от храма. Фрески испорчены неудачной реставрацией XIX века, омертвившей рисунок и исказившей краски. Но композиция их, расположение фигур и всех деталей — сохранены. О характере первоначальной росписи говорят расчищенные от записи подлинные ее части, особенно изображения Благовещения, Рождества, Успения богоматери (за исключением нижней части), Положения во гроб. Особенно существенна разница между красивым глубоким синим цветом первоначального фона и неприятным белесым с лиловатым оттенком фоном реставрации, который портит общее впечатление. Мирожские фрески — редчайший по своей цельности и всемирно известный памятник русской монументальной живописи XII века. Их стройная, строго выдержанная композиция и общий характер изображений близки к византийским образцам.
Владел землями в Каширском уезде (1525/26 г. ). Был близок к Шуйским. И. И. Третьяков, двоюродный брат П. И. Головина, как печатник прикладывал печать к духовной записи Василия III 1523 г. Выступал одним из поручителей по кн. М. Л. Глинском в феврале 1527 г. Возможно, он был печатником еще в 1520 г. , когда участвовал в заседаниях Боярской думы. К 1538 г. он стал казначеем и пробыл в этой должности до начала 1549 г. Известно также, что И. И. Третьяков давал под проценты («росты») деньги. Головины-Третьяковы были образованной семьей.
Федор Денисьевич был боярином в 1516/17 г. В 1521 г. он со своим братом Матвеем Булгаком участвовал в обороне Рязани от Мухаммед-Гирея. Матвей Булгак был в 1498 г. боярином кн. Федора Васильевича Рязанского. Булгак Денисьев в 1506/07 г. служил в Белеве. Из контекста разрядной записи вытекает, что он посылался туда из удела кн. Семена Ивановича Калужского, но, возможно, он не служил этому удельному князю, а был только придан к его войску на время. Федор Денисьев находился на московской службе до 1535 г. Третий брат — Петр Денисьев — в разрядах появляется с 1531 г. Дети Булгака и Петра продолжали нести службу по Рязани еще в середине XVI в. Яков Назарьевич был рязанским боярином в 1497—1506 гг. Видная боярская фамилия Сунбуловых вела свою генеалогию от боярина Семена Федоровича (по прозвищу «Ковыла Вислый»), который выехал из Литвы в Москву, а затем около 1371 г. служил кн. Олегу Рязанскому. Его сын Семен отъехал в Москву при Василии II, а внук Яков вернулся ко двору рязанского князя, на этот раз Федора Ольговича.
В марте—октябре 1486 г. он посылался к Менгли-Гирею. Неясный текст разрядной записи 1501 г. дает некоторые основания считать, что С. Б. Брюхо Морозов к этому времени был уже окольничим. Это подтверждается Хронографическим списком думных чинов 1498 г. , где он помещен раньше всех окольничих. Еще до 1497 г. Семен Брюхо был душеприказчиком своего брата В. Б. Тучка. В 1503 г. С. Б. Морозов судил дело о поджоге.
Участие в полках служилых князей московских воевод ставило первых под бдительный контроль центра. Опалы, которым подвергались все крупнейшие князья-слуги (В. Шемячич, В. Можайский, Стародубские, Ф. Мстиславский, М. Глинский, И. Вельский, И. Воротынский), все более и более ограничивали их власть, после того как немилость великого князя проходила. Поручные записи также закрепляли узы, подчинявшие «слуг» воле монарха. Наконец, браки северских князей с представительницами старомосковской знати также содействовали слиянию различных аристократических прослоек русского общества конца XV—первой трети XVI в. в единую массу. Обратим внимание и еще на одно обстоятельство. Сохранив за «слугами» часть старинных привилегий в их вотчинных землях на южных и восточных окраинах Руси, московское правительство поставило их формально выше старомосковского боярства Не случайно с княжатами-слугами старомосковская знать не местничала в первой трети XVI в. (те были выше их по лестнице чинов) И вместе с тем служилые князья были оттерты от участия в реальном управлении страной.
Впервые на ртом месте церковь Василия была построена в XIV веке. Летопись упомянула лишь об украшении этой церкви росписью в 1377 году. Под 1413 годом в летописях помещены записи о построении новой церкви Василия на Горке, той, что дошла до нас. Она не избежала больших переделок.
В 1500 г. был назначен в большой полк во время русско-литовской войны. О боярстве его в разрядной записи не говорится. Но в 1498 г. он упоминается в Хронографической росписи бояр. В ноябре 1495—марте 1496 г. , марте 1497 г. и апреле—мае 1501 г. наместничал в Новгороде. Зятем его был П. Ф. Хромой, вместо которого кн. Семен около 1492 г. составлял межевую запись на владения Белозерского уезда.