Гридницы

Роль кончанских, сотских и уличанских организаций, объединявших жителей концов, сотен и улиц города, к этому времени стала весьма важной. Жители концов и улиц сообща строили и ремонтировали мосты, укрепления и лавицы, мостили улицы, содержали общественные житницы и амбары на Крому и т. д. В ведении концов была охрана города, его благоустройство, забота об укреплениях, сбор налогов, содержание князя и должностных лиц, набор и снаряжение войска, снабжение его всем необходимым, управление пригородами, словом — вся жизнь города и земли. Дела объединений горожан — сотенных, уличанских, кончанских — решались на общих собраниях соседей. Концы, улицы и сотни устраивали не только свои веча, но и общие праздники, братчины и пиры.

При таких обстоятельствах гридницы, в которых часто собирались сотни людей, должны были представлять собой обширные, прочные и долговечные строения. Вероятно, их стены были каменными, а перекрытия деревянными. Возможно, под ними устраивались перекрытые сводами погреба, а для входа в них служили крыльца.

Вторая половина XIV века была временем расцвета производительных сил северо-западных земель Руси и их культуры. Подъем их в Псковской земле привел к окончательному обособлению Пскова от его «старшего брата» — Великого Новгорода и признанию самостоятельности Псковского государства уже в 1348 году.

За вторую половину XIV века Псков неузнаваемо вырос и украсился. Этим он был обязан неутомимой деятельности его тружеников, развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли. Псковские мастера осваивали новые виды производства, новые технические приемы, росла численность ремесленников, упрочивалась их организация. Псковская Судная грамота говорит об установлении в Это время практики работы ремесленников не только в одиночку, но и группами. Нет сомнения в том, что в эту пору расцвета общественной жизни вечевого Пскова его ремесленники создали и свои общие городские объединения по профессиям. Эти объединения вырастали в условиях существования сильных кончанских организаций, почему и не выступали на политическом поприще и почти не оставили о себе памяти.

Концы, или, точнее говоря, богатые влиятельные люди концов, крепко держали в своих руках управление городом.

Кончанская община стала ареной борьбы, порожденной неравенством малоимущей массы соседей с обладающей богатствами и властью верхушкой, с боярами и богатыми купцами. Уже в начале XIV века это приводило к открытым столкновениям.

Одной из форм классовой борьбы, принявшей в Пскове массовый характер, стала ересь стригольников, возникшая в третьей четверти XIV века.

Стригольники выступали против стяжательства, накопления богатств в руках отдельных людей и притеснения богатыми бедных. Основываясь на том, что духовенство наживается на исполнении церковных обрядов, стригольники не остановились перед полным отрицанием необходимости существования духовенства, церковной иерархии и церковных таинств. Но критическое отношение к существующему укладу жизни и стремление к его изменению стригольники обосновали, опираясь на религиозные представления. Основы христианского вероучения к тому времени успели прочно укрепиться в сознании всех слоев населения Руси. Христианские религиозные представления и обряды, смешавшись с пережитками языческих, вошли в общественную жизнь и быт русских людей. Христианские идеи и понятия стали господствующими. Религия получила в Пскове, как и во всей Европе в эпоху средневековья, огромное значение. Всякое дело, всякое начинание должно было подкрепляться обращением к богу и исполнением церковных обрядов. Это необходимо учитывать, чтобы понять, почему с укреплением власти псковских концов было связано строительство кончанских и уличанских храмов, почему корпорации купцов и ремесленников стали возводить свои церкви, почему в Пскове выросло столько монастырей.

*     *     *

Состав этих пригородов определил А. Р. Артемьев. По его мнению, древнейшими многофункциональными поселениями на территории Псковской земли были Изборск, Воро-нач, Остров, Велье, Котельно, Коложе и Врев. Поскольку к середине XV в. вместо опустевшего пригорода Котельно построили Выбор, а вместо Коложе — Опочку, именно эти городки следует рассматривать как изначально распределенные по концам и управлявшиеся совместно городом и князем. В результате жеребьевки 1468 г. и увеличения числа пригородских наместников в 1467 г. этот порядок был распространен на Гдов, Кобылье, Владимирец, Красный и Городец (с 1476 г. - Вышгород).

Территориальная система Псковского государства повлияла и на особенности его социально-политического устройства. Для Господина Пскова не была характерна территориальная экспансия. Восточная граница Псковской земли оставалась неизменной на протяжении столетий; западная граница с Ливонским орденом, видимо, уточнялась, и территориальная принадлежность ряда участков на Псковском и Чудском озерах и в районе Вышгорода была спорной. Но даже если и имело место некоторое продвижение поселений псковичей на Запад, этот процесс следует рассматривать не как экспансию, а как заселение неосвоенных пространств.

Русско-ливонские войны 1450—1480-х годов

Когда в 1510 г. псковичам пришлось решать проблему присоединения к Москве, вопрос был сформулирован таким образом: если Псков отойдет от союза с великим князем и присоединится к Литве или Ордену, то на него обрушится «гнев божий, глад и огнь и потоп и нашествие поганых»9. Событием, заставлявшим псковичей содрогаться от возможной вражеской угрозы, стали пограничные конфликты и войны России с Ливонским орденом в 1480—1481 и 1501 — 1503 гг. Псковское государство воевало с Ливонским орденом более 200 лет, но предыдущие войны не носили столь ожесточенного характера. Большинство из них, во-первых, не выходило из стадии пограничных конфликтов, а, во-вторых, войны велись не между Москвой и Орденом в целом, а между Псковом и отдельными государствами орденской федерации, чаще всего с Дерптским епископством. Пограничные споры между Псковом и Дерптским епископом тянулись столетиями. Еще в 1365 г. начался пятилетний конфликт «про Жолчь», т.е. из-за деревни Желачка на южном берегу острова Озолица (Пириссар). Спустя почти столетие в 1458 г. остров вновь стал камнем преткновения в отношениях Пскова и Дерпта. Осенью 1458 г. князь Александр Чарторыйский с посадниками демонстративно высадились на Озолице и не только ловили рыбу, но и поставили церковь архистратига Михаила. В начале 1459 г. немцы сожгли церковь, причем на острове погибли 9 псковичей. В дальнейшем конфликт приобрел маятниковый характер: на вторжение немцев псковичи отвечали новыми походами, и наоборот. Осенью 1460 г. между Псковом и Дерптом было заключено перемирие, но оно оказалось нарушенным после постройки псковичами на берегу Теплого озера крепости Кобылий городок в 1462 г. Наибольшего размаха военные действия достигли в 1463 г., когда в пределы владений Дерптского епископа вторглось два псковских отряда. Крупная псковская армия осадила крепость Нейгаузен (Новый городок), а отряд псковичей на насадах и ушкуях вошел в устье р. Эмайыги и разорил несколько деревень. Лишь в конце лета 1463 г. между Псковом и Дерптским архиепископом было заключено перемирие сроком на 10 лет. Спорные территории остались за Псковом: «а которое обидное место по Жолчи, вода и земля, то псковичи отнята»10.

Картины акварелью от художника Лертова

Грузоперевозки по России

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz