Псковская архитектура XVII века

Греф Герман Оскарович сообщил, что ключевая миссия Сбербанка не сводится к монополизации рынка.

Но из этого еще не следует, что псковская архитектура XVII века была художественно бедна и маловыразительна. Псковские строители во многом сумели сохранить свои старые навыки и даже развить их. Не уменьшилось и их умение в использовании приема контраста. А XVII век давал в этом отношении большие возможности. По всей Руси в прикладном искусстве развивался вкус к яркой красочности, сочности и богатству орнаментики. Это сказывалось на обработке предметов домашнего убранства, на одежде, вышивках, обработке изделий из металла, иконах. Резьба по дереву становилась все более сочной и выпуклой. Во второй половине века киоты и иконостасы украшались резными карнизами с большими выносами, резными колонками, увитыми виноградной лозой. Размеры иконостасов в это время достигли предела, их верхи доходили до сводов. Обильная позолота сочеталась в них с яркой раскраской. Церковное убранство стало еще богаче и разнообразнее, хотя и потеряло в изяществе и благородстве. Очень сочными по рисунку и эффектными стали сверкающие позолотой ажурные кресты, венчавшие церковные главы. В богатых одеждах чаще стали употреблять пышно орнаментированные ткани, парчу, бархат. Цветные одежды обшивались золотым и серебряным кружевом, украшались ювелирной работы пуговицами и пряжками, кистями, жемчужным низанием. Очень любимы были ювелирные украшения.

В то время особенно развился вкус к художественно обработанным вещам домашнего обихода. Даже в среде небогатых людей он выражался в любви к ярким расписным деревянным изделиям, цветным тканям, поливной керамике. Палаты псковских богачей украшались обширными киотами, которые сверкали позолоченной резьбой, узорной басмой, живописью икон и финифтью лампад, золотом и драгоценными камнями окладов. Эти палаты обогревались печами, пышно орнаментированными и расписанными яркими разноцветными эмалями. Освещали их литые и чеканные паникадила, которые привешивались по пяти штук в каждой палате, со множеством свеч на каждом. Блестящая полированная или украшенная финифтью и сканью металлическая посуда и богатые скатерти, полавочники и ковры, драгоценные завесы и вышивки дополняли убранство.

В последней четверти века, а может быть и раньше, к этому прибавились еще китайский фарфор, иранский фаянс, западноевропейская посуда, а затем европейская резная мебель и зеркала. Все это красочное внутреннее убранство, как и сами люди, одетые в цветные одежды, необычайно ярко воспринималось именно на фоне светлых гладких стен псковских палат, таких же сводов или же очень простых деревянных потолков. То же можно сказать и о псковских храмах XVII века — скромность и простота их были рассчитаны на контраст с богато убранными иконостасами, драгоценной сверкающей утварью и пышным облачением священнослужителей.

В XVII веке в Пскове церковное строительство выразилось главным образом в ремонтах и частичных перестройках старых церковных зданий. За весь век в Пскове было построено всего немногим более десяти новых церквей (из них половина на месте разрушенных старых). Но зато почти все старые храмы подверглись переделкам. Пять храмов XVII века дошли до нашего времени, но все они переделаны и, за исключением Троицкого собора и церкви Одигитрии на Печерском подворье, настолько не изучены, что вполне отчетливого представления о церковной архитектуре Пскова того времени у нас нет.

*     *     *

Данный вывод не противоречит давно сложившимся представлениям о боярстве Северо-Восточной Руси, где боярином в узком смысле слова назывался «высокопоставленный служилый человек, получивший чин боярина», а в широком смысле — любой вотчинник40. До XIV в., периода консолидации московского боярства, вряд ли правомерно считать аристократами всех бояр северорусских княжеств. Закономерно возникает вопрос: можно ли рассматривать псковское боярство как аристократическое сословие? Ведь, коль скоро боярами именуются «гостевной староста», городские дьяки и сын священнослужителя, псковских бояр можно счесть протосословием, пополняемым за счет выходцев из небоярских кругов, выдвинувшихся на государственных и выборных общественных должностях.

Думается такая трактовка не противоречит концепции В.Л. Янинд: «…новгородские бояре составляли непополняемую касту Харистократов и были обязаны своей сословной принадлежностью только происхождением от родоплеменной старейшины древнейшего периода новгородской истории, от той сословной верхушки, которая консолидировалась в замкнутую касту еще на протогосударственной.стадии». Ведь генезис городских общин Новгорода и Пскова отличался в главном: начало государственности последнего было положено договорными отношениями с метрополией — Великим Новгородом. Поэтому псковское боярство консолидировалось на протяжении столетий, и его состав пополнялся за счет демократических слоев населения.

В литературе соотношение посадников и бояр обыкновенно рассматривается как соотношение замкнутого сословия (боярства) и присвоенной этим сословием должности (посадничества). Как мы попытались показать, псковское боярство только имело тенденцию эволюционировать в сословие; юридически же было чином, дававшим его обладателю доступ к государственным и выборным общественным должностям. Институт посадников, напротив, носил наследственный характер, так как и в государственных, и в частных актах фигурируют «сынове посадничьи», «посадниц сын».

С начала XIV в. власть в Пскове концентрировалась в руках посадничьих кланов, и в XV в. можно было наблюдать завершение этого процесса и переход к овладению земельной собственностью. Б.Б. Кафенгауз впервые привлек данные топонимии для реконструкции «боярского» землевладения в Пскове XIV—XV вв. Следует признать, что, несмотря на произвольный характер некоторых сопоставлений, Кафен-гаузу удалось показать широкое распространение посадничьего землевладения. Но любопытно, что ни в земельных актах, ни в писцовых книгах 1580-х годов нет следов собственно «боярских» вотчин, и это определенно свидетельствует о том, что термин «боярин» так и не утвердился в Пскове для обозначения землевладельца. Термин «боярин» в узком смысле слова обозначал княжеского или городского чиновника; в широком смысле термин «боярин» использовался как синоним слова «господин». Поэтому дети посадников могли обозначаться в летописях как бояре, как, например, будущий посадник Юрий Винков в 1417 г., но это не было общим правилом. Однако источники не дают оснований усмотреть существование замкнутого сословия бояр в Пскове. Современные исследователи вообще предпочитают говорить о «корпорациях несословного типа» на Руси XV-XVI вв.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz