Строительство первой половины столетия завершило постепенное формирование опорных центров архитектурной композиции города. Кром, Довмонтов город, Средний город — этапы роста, приводящего со временем к созданию замечательного по развитости и множественности элементов городского ансамбля. Пока, в середине XIV в., город еще невелик, парадное значение детинца акцентируется Троицким собором и линией мощной каменной стены — «персей» с рвом («Греблей») и Довмонтовым городом перед ними. «Обжитость» пейзажа и его архитектурная освоенность увеличиваются приходскими храмами — к семи уже существовавшим добавились в первой половине XIV в. еще девять, семь из них стояли уже на посаде, защищенном с юга каменной стеной 1309 г.
Хотя крепости псковской земли этого времени не сохранились, все же можно реконструировать некоторые их особенности, определявшие архитектурный ландшафт Пскова и его пригородов. В отличие от западноевропейской традиции, когда башни, донжоны являлись доминантами оборонительных комплексов, псковские крепости были прежде всего оградами — не очень высокими и тонкими (толщина стен около 1 м, как в церковном строительстве), с воротами (в стене Пскова 1309 г. было трое ворот), но без башен, которые пристраивались постепенно позднее. Крепости не подчиняли пейзаж своей каменной структуре, их стены гибко следовали очертаниям места. В самом их облике (примером может служить Изборск, сохранивший общие очертания, хотя стены неоднократно усиливались впоследствии и к ним с конца XIV в. пристраивались башни) кет ничего угрожающего и наступательного, назначение стен — охранить поселение, дать защиту. В этом есть такой же эмоциональный оттенок, что и в церковной архитектуре, и не случайно так пленителен пейзаж Изборска, где ландшафт, стены и церковь пронизаны одним настроением и ритмом, что так прекрасно выражено словами летописи «дом святого Николы».
Панорама самого Пскова была, конечно, гораздо масштабнее, но соединение с пейзажем было не менее органичным. Основа панорамы была заложена еще в XII в. и в целом напоминает новгородскую. Кремль и Троицкий собор являлись ее средоточием, напротив, через реку, поднимался собор Ивановского монастыря (в Новгороде—Николо-Дворищснский собор), слева у впадения небольшой речки — Мирожский монастырь (в Новгороде — Антониев), справа далекую перспективу реки замыкал Снегорский монастырь (в Новгороде — Юрьев). Близки общий размах пространства, одинакова главенствующая роль реки.
И тем не менее восприятие архитектурных ландшафтов этих городов во многом различно. В Новгороде целое подкупающе однородно, величественная сила крупных построек княжеского периода как бы выражает и концентрирует эпическую выразительность пейзажа. В Пскове иной масштаб и характер памятников приводят к уменьшению репрезентативного характера, здесь все компактнее, камернее, доступнее. Любопытно, что даже географическая ситуация как бы поддерживает различие, соответствует ему. Новгород расположен на западном берегу Волхова, поэтому церкви кремлевской (Софийской) стороны обращены к реке симметричными и замкнутыми, как бы возносящимися композициями алтарей; Софийский собор — самое замечательное воплощение особой торжественности, парадности подобного вида. В Пскове церкви обращены к реке западными фасадами, входами, крыльцами, притворами, все дробнее, открытое и приветливее.
Псков по своему социальному устройству во многом был близок Новгороду. Но как не похожи псковские летописи на новгородские — и это безусловно отражает различие жизни обоих городов. В Пскове мы почти не встречаем социальных и кончанских столкновений, столь частых и ожесточенных в Новгороде XIV в., — чувство общей постоянной опасности способствовало большей консолидации социальных слоев Пскова.
Новгород уже в XI столетии — крупный город, границы которого обозначают крупные территории скорее центробежно, нежели центростремительно расположенных концов. Развитие города — это во многом заполнение уже рано обозначенных границ, масштаб целого очень крупно определен уже в XI—XII вв.
Территории концов в Пскове — это скорее кварталы, нежели Районы; в Среднем городе, совсем небольшом, находилось четыре конца. Соединение широты природного ландшафта и небольшого масштаба архитектуры ощутимо здесь и сегодня, хотя каменные укрепления XVI в. и грандиозный Троицкий собор XVII в. во многом изменили характер городского пейзажа.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.