В первой половине XV века в Пскове было построено еще не менее двадцати каменных храмов, но все они не сохранились. Среди них было много монастырских и обетных церквей, которые не могли походить на сравнительно богатый и обширный храм Василия на Горке. Скорее они были похожи на его придел.
Во второй половине XV века основным типом здания церкви в Пскове стал трехабсидный кубический храм с одной главой, установленной на четырех столпах. В угловых частях западного деления вверху зачастую устраивались небольшие помещения — так называемые палатки, соединявшиеся между собой узкими деревянными хорами с лестницей (по всей вероятности, винтовой). В этих палатках иногда были свои алтари и службы. Глава возводилась на повышенных подпружных арках.
Наиболее ранний и наилучше сохранившийся образец такого здания находится не в самом Пскове, а в селе Мелетове.
Церковь
в селе Мелетове. Реконструкция
Обыкновение покрывать церкви прямо по сводам удерживалось по-прежнему. Наружные формы верха псковского храма со ступенчатыми сводами во второй половине XV века, как и раньше, отражали его конструкцию. Над угловыми частями, где своды опущены ниже, крыши были понижены, а возвышавшиеся над основными сводами подпружные арки с их забуткой образовывали восьмиугольный постамент под барабаном. Но в это время псковичи перешли на покрытие деревянными кровлями, и место полукруглых закомар заняли двухскатные крыши. Это привело к изменению внешнего облика псковских церквей. Для того чтобы композиционно связать все части храма с восьмиугольным постаментом, покрытым теперь на шестнадцать скатов, и с четвериком, покрытым крышей с шестнадцатью, а то и двадцатью скатами, псковские мастера при закругленной средней абсиде делали боковые абсиды прямоугольными и покрывали их кровлями с плоскими скатами. Благодаря этому, а также многоскатным кровлям звонниц, нижняя часть здания приняла единый характер с верхом, изобилующим изломами и пересекающимися плоскостями.
В самом Пскове примером здания типа Мелетовского храма могла бы послужить кончаиская церковь Козьмы и Демьяна с Примостья, если бы она дошла до пас с меньшими переделками. Но первоначальный верх ее со ступенчатыми сводами, шестнадцатискатной крышей и постаментом под барабаном был разрушен в 1507 году, а при восстановлении храма мастера уже не повторили старые формы. Основания двух храмов такого же типа недавно были открыты раскопками в Довмонтовом городе.
Для псковской церковной архитектуры XV века характерны притворы, приделы, галереи и звонницы. Притворы — помещения перед входом в храм — были необходимы зимой для защиты от холодного ветра с улицы. В них помещались те, кто по церковным правилам не допускался для молитвы в самый храм. Притвор перекрывался всегда цилиндрическим сводом. Передний фасад его обычно обрабатывался пятилопастной дугой и тремя нишками с фресковой росписью, а в центре его располагалась высокая дверь. В арке этой двери с наружной стороны всегда делалась выемка (раскреповка). Углы притвора снаружи обрабатывались как бы вставленными в толщу стен круглыми столбами. Вход из притвора в храм обрамлялся наличником.
* * *
«Обыденная церковь»
Обыденная церковь строилась за один день по обету, данному заказчиком, поэтому называлась еще и обетной. Ее рубили из дерева и сразу же освящали. Эта постройка была временной, и впоследствии на ее месте, как правило, строили постоянный храм в дереве или камне. Первая известная нам обыденная церковь Св. Афанасия была построена в марте 1407 г. с целью избавления от свирепствовавшей уже полгода эпидемии: «…в един день совершивше, и освещша, и службу сотвориша всем священым собором, дабы преставил Бог належащую болезнь смертную»33. Летописные известия о церкви не информативны и противоречивы: ее местоположение не указано, да и даты постройки в летописях разные. Поскольку в Пскове известна лишь одна церковь с таким посвящением, то очевидно, что как обыденная первоначально была сооружена церковь Св. Афанасия в Довмонтовом городе. Большой интерес для реконструкции мировоззрения средневекового общества представляют подробности появления обыденной церкви Спаса Преображения. Ее было решено соорудить на месте древнего и утраченного к тому времени храма Св. Власия; с этой целью строители произвели «раскопки» на месте двора Артемия Воротова, где и нашли престол Власьевской церкви. «И на том месте в един день поставиша церковь во имя святого всемилостиваго Спаса, и освящаша, и литургию свершиша месяца септеврия 14 на Вздвижение честнаго креста». Поиск местонахождения древней церкви представляется не случайным обстоятельством. В мировоззрении славян образ св. Власия в христианскую эпоху вобрал в себя языческого Велеса, который был покровителем богатства и скота, а его балтийский аналог Велс — еще и богом загробного мира34. Можно предположить, что воздвигая обыденную церковь на месте храма Св. Власия, отождествлявшегося с хтоническим Белесом, псковичи воспроизводили языческую модель задабривания загробного мира.
Третья обыденная церковь сооружается в Пскове во время эпидемии 1441—1442 г.: «…и князь Александр Федорович, и посадник Юрии Тимофеевич, и архимарит Григории, и попы вся три соборы помысливше со псковичи, и единем днем поставиша церковь Похвалу святей Богородицы на Романове горке, в Петрово говение, в среду, на память святого священомученика Дорофея, епископа Тирского». Память св. Дорофея празднуется 5 июня, именно в этот день в 1442 г. была построена церковь Похвалы св. Богородицы на Романовой горке. Четвертая обыденная церковь появилась в Пскове во время эпидемии 1465 г.: «…посадники псковския и вси мужи псковичи с своими отцы священники, с пятьми соборы, священноиноки, священники и диаконы, видяще належащую скорбь и печаль на людех, по благословению отец наших священников совершиша церковь преподобнаго отца нашего Варлама, иже на Хутыне в Великом Новеграде, в един день и освящена бысть, месяца декабря в 8 день…» В Погодинском списке Псковской 1 -й летописи содержится уточнение, что церковь поставили на Званице; ясно, что в данном случае подразумевается Варлаамская церковь на Запсковье.
Эпидемия 1487 г. стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом — 6996-м. Поскольку дальше в летописи идет речь о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее сентября 1487 г.